12 декабря 2019 года прошел педагогический совет на тему «Экологическое воспитание дошкольников» Воспитатель младшей группы Ибраева А. С. подготовила Доклад «Воспитание любви к родной природе». Логопед I средней группы Нечипорук А.Х. подготовила и провела Деловую игру с педагогами: «Воспитание нравственных качеств детей в процессе общения с природой».
Актуальность темы.
«Не навреди!» — одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание дошкольников в духе природосбережения — одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота — это то, что ждет природа от каждого человека. Прививая детям любовь к природе , ко всему живому на планете, тем самым мы воспитываем в них чувство ответственности за свой родной край, свое село.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
ЦЕЛЬ: дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам. 2. Создание условий для развития познавательно – экологической, культурной активности детей дошкольного возраста.
Определены задачи: · Знакомство с «Экологической тропинкой» на территории детского сада. · Создание развивающей среды. · Подбор и изучение методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников о родном крае. · Накопление и использование культурного материала (включая художественную литературу – помощь родителей). Начиная работу с детьми по теме «Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края», мы поставили перед собой следующие задачи: · Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков, скверов. · Приобщать к культуре и традициям кыргызского народа; воспитывать лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие. · Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру. Ребенок дошкольного возраста находится в самом начале своего развития, о духовности этого периода можно говорить лишь условно, необходимо воспитание, 3 способное обеспечить развитие таких качеств, как: дружелюбие; любознательность; устойчивый интерес к знаниям; стремление познать ближайший и дальний мир; развитие способности сопереживать, сочувствовать; стремление стать лучше; умение сдерживать свои желания; совестливого отношения к своим поступкам.
Деловая игра
для педагогов и родителей
«Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»
Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.
Задачи:
- Закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста.
- Сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.
Ни одни девичьи посиделки не обходятся без гадания, вот и сегодня мы погадаем. Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы.
(Отрывается первый лепесток)
1.Это лепесток «Познай-ка». На нем вопросы, на которые вы, уважаемые родители, попытаетесь ответить.
- Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? ( Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)
- Для чего нужна трава? (Для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух.)
- Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)
- У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)
- Сколько ног у паука? (Восемь.)
- Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.)
- Куда зимой пропадают насекомые? ( Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку).
- Какой вред приносит мусор природе?
Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы, способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет — через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.
Отрываем следующий лепесток.
2.Он называется «Читай-ка». Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.
- Перечислите писателей и поэтов, воспевавших природу, с которыми знакомят детей в детском саду?
(Л. Толстой, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Н. Сладкова, К. Паустовский, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплина, В. Бианки, Е. Чарушин и др. Современные писатели – А. Иванова, В. Зотова)
- Назовите пословицы и поговорки о природе.
В лесу тень весь день.
Дерево хочет покоя, да ветер не хочет.
За ветром в поле не угонишься.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Месяц — серебро, а красное солнышко — золото.
Кто любит земле кланяться — без добычи не останется.
- Вспомните и назовите народные приметы.
Зимой небо все усыпано звездами – утром будет сильный мороз;
Если в небо поднялись две радуги – ждите длинную череду дождей;
Если вечером горит алый закат, то последующий день будет теплым и солнечным;
Сухая и холодная зима сулит жаркое лето.
Ветер шумит в трубе – к морозам
Ясный рассвет – к облачной погоде.
- Прочитайте наизусть стихотворение о природе.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится.
И гнётся, — но не ломится!
Прокофьев.
3.А этот лепесток называется «Знай-ка».
Предлагаю вспомнить свои знания и поделиться ими с нами.
А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать по одному кроссворду.
- Бежит по снегу, а следа нет (поземка)
- Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем (роса)
- Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)
- Опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
- Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)
- Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается (вода)
- Белый, словно молоко, все кругом заволокло.(туман)
- Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг (солнце)
- На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)
- Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне.
Не тону я в воде, не горю в огне (лед)
- Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)
- Пол – лепешки над домами, не достать его руками (месяц)
- Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди (тень)
4.Участники посиделок отрывают следующий лепесток, который называется «Поиграй-ка».
Название лепестка говорит само за себя — сейчас мы будем с вами играть в игры.
1 игра «Не зевай, очень быстро отвечай»
* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
* Наука о животных. (Зоология)
* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
* Какую траву любят кошки? (Валериана)
* Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
* Наука о растениях. (Ботаника)
* Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)
* Трава от 99 болезней. (Зверобой)
* Пингвин птица или животное? (Птица)
* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
2 Пластическая игра «Танец бабочек»
(Представьте, что вы бабочки, красивые, нарядные, разноцветные, яркие, под музыку то медленно и плавно, то порывисто и быстро нужно изобразить полёт бабочки).
5.Лепесток «Рассуждай-ка».
Педагогические ситуации
Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.
Задачи для каждого участника, например:
- На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает:
«Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»
*Чем можно объяснить такую жестокость детей?
- Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
— Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
— Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины. А потом зло бросила: — Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
*Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
- В детском саду произошёл случай: группа детей увидели кузнечика, кричали
«саранча», прыгали, играли с ним. Один ребёнок раздавил ногой кузнечика
на глазах у остальных. Дети в недоумении.
*Ваша реакция на действия детей.
Что – то мы на нашем девичнике засиделись. Ну – ка, девушки, выходите и талант свой покажите.
Предлагаю включить свою фантазию, показать мимикой, походкой и звуками:
- встревоженного кота;
- грустного пингвина;
- восторженного кролика;
- разгневанного поросенка,
- намокшую ворону.
6.Остался последний лепесток, который называется «Отвечай-ка».
- Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет — сигнал опасности)
- Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка — дневное животное, а жаба — ночное)
- Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
- Кто плуг на голове носит? (лось, олень)
- Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)
- Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)
- Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)
- Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)
- Когда на деревьях появляются почки? (весной)
Нашу игру хочется закончить словами К.Станиславского
«Прекраснее всего сама природа. В нее — то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле… все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность… обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к прекрасному»
Комментарии